www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2008-2007

"РОМАНС СТОИТ НА ВТОРОМ МЕСТЕ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ"(26.01.2007)

Газета "Вечерний Петербург" 26 января 2007 г.

Знаменитый Пьеро, исполнитель романсов Александр Вертинский как-то говорил, что, слушая "соловья русской песни - божественного Собинова", почувствовал, что его пение больше не доходит "до сердца". И понял, что "артист должен апеллировать не только к слуху слушателя, но и к его сердцу, к его самым чувствительным эмоциям". Тогда, в начале XX века, новую кровь в романс внесли поэты - Блок, Ахматова, Северянин. Сегодня видов романса - огромное количество. Неизменным в жанре остается только одно, романс - это всегда музыка сердца и музыка души, - считает руководитель проекта "Весна романса", директор агентства "Русская музыка" Галина Ковзель.

- Что для вас романс?

- Это дело всей моей жизни. Все, что вокруг меня, с ним связано. 2007 год - юбилейный для нас, потому что в этом году мы будем проводить десятый "Праздник романса "Петербургская осень" в БКЗ "Октябрьский", а само агентство появилось в марте. Конкурсу "Весна Романса" на следующий год - десять лет. Десять лет мы работаем в этом жанре, делаем не только концерты… Каждую среду в 20:30 выходит программа "Романс вчера и сегодня" на радио "Петербург - 5 Канал", сделано более сорока телепрограмм по концертам в БКЗ "Октябрьский" и Театре Эстрады, выпущены аудио-сборники новых романсов, совместный проект с государственным телевидением Финляндии "YLEIS RADIO TV-2". Мы, наверное, единственные в городе, кто занимается молодыми исполнителями и авторами романса, аккумулируем в своем агентстве все виды романсовой деятельности. Очень приятно, что нас называют "Центром Петербургского романса".

- Сегодня жанр романса как-то изменился?

- Романсом все чаше называют лирическую эстрадную песню, но главное - песню душевную. Раньше у многих было представление о романсе больше как об академическом вокальном жанре. Романсы Рахманинова, Чайковского, Глинки, Даргомыжского, Булахова привыкли слушать в филармонических залах. Сегодня романс вышел на эстраду, в большие концертные залы, звучит не только под рояль и гитару, но и с большим оркестром. Мы говорим о романсе не классическом, где больше слушаем вокалиста и оцениваем его искусство владения голосом, а о романсе городском, который поют в микрофон, где мы можем услышать все нюансы актерского исполнения. И в тоже время это не эстрадная музыка, как мы привыкли сейчас понимать. В поп-музыке слова пишутся на определенную ритмическую основу, ритм диктует слово - оно должно хорошо запоминаться. Это музыка развлекательная. Наш романс - другое. Это откровение, можно сказать исповедь исполнителя, где он делится со своими переживаниями со зрителем. Если артист научился петь городские романсы, то эстрадные песни он всегда споет. А вот с эстрады перейти на романс труднее.

- В романсе, если я правильно поняла, от текста отталкиваются?

- Это скорее сочетание: слова-музыка-исполнитель. В его основе поэзия и богатство русского языка, с его непростой ритмической основой. Романс исполнять очень сложно. Чтобы правильно донести текст, нужно прорабатывать каждую фразу. Один и тот же романс можно спеть каждый раз по-новому, так, как ты сегодня чувствуешь. Романс - это музыкальное сопереживание людей, которые собрались и говорят на одном языке - языке откровения и чувств. Исполнение романса всегда индивидуально.

- То, что в романсе не самое главное иметь сильный голос - понятно, а почему Серебряный век в романсе так популярен?

- Потому что это настоящая поэзия, которой в наше время так не хватает. Романс имеет богатейшую историю. С середины 19 века он стал одним из любимых жанров в России. И русская эстрада началась именно с романса. Это Анастасия Вяльцева, Варя Панина, Юрий Морфесси, Александр Вертинский. Обидно, что после революции романс называли искусством буржуазной культуры, и многие лучшие исполнители уехали за границу. Оказались в ссылке лучшие композиторы-романсисты: Борис Фомин, Борис Прозоровский. Романс был запрещенным жанром и звучал в тесном кругу, в коммуналках на кухне. Романс со своими страданиями и переживаниями мешал воспитанию солнечного коммунистического поколения.

Но все возвращается на круги свои и жизнь диктует свои законы. Вернулся Александр Вертинский, потом Алла Баянова. Возвращению городского романса мы обязаны и Валерию Агафонову - выдающемуся исполнителю, которого называют эталон исполнительского мастерства в этом жанре. Забытый романс собирали по крупицам: старые ноты, записи, напевали бабушки, многие романсы вернулось из-за границы.

Большой толчок возрождению жанра дали романсы из кинофильмов, которые приобрели огромную популярность в народе. Это романсы Соловева-Седого, Фрадкина, Баснера, Петрова, Шварца.

Сегодня романс любим всеми, его поют артисты эстрады, театра и кино, рок-певцы и авторы-исполнители. Конкурс "Весна романса" открыл много новых имен, которые сегодня выступают с сольными концертами в лучших концертных залах России: Елена Ваенга, Зара, Лариса Луста. Появились прекрасные молодые исполнители романса - Елена Васильева. Сергей Зыков, Евгений Южин, Наталья Горбачева, Юлия Полянская, София Геловани, Дмитрий Лаутало. В нашем городе романс занимает значительную нишу между классикой и поп-эстрадой. Не знаю, с чем это связано. Наверное, архитектура сама навевает романсовые настроения.

- Вы говорите, романс - между поп-музыкой и классикой, а как же рок-музыка? Вот Макаревич, Сурганова, Гребенщиков поют романсы.

- Рок как раз очень созвучен романсу. Какие прекрасные романсы у Николая Носкова. Юрий Шевчук с удовольствием исполнял на наших концертах в "Октябрьском" зале свои лирические песни и романсы, читал стихи под симфоническую музыку и это тоже был романс. Многие рок-исполнители поют романсы. Но и поп-исполнители их тоже поют, и я уверена любят. Та же Валерия, Лолита, Буланова. Просто они не смешивают их с песнями, которые идут в раскрутку, работают на их имидж. Музыка сердца нужна и поп-певицам. Мне кажется, что романсы поют все, если считать, что романс это песня сердца. В "Октябрьском" зале прекрасно пели романсы и Юрий Стоянов и Анна Ковальчук. Для одних это - профессия, для кого-то - хобби, а для кого-то - смысл жизни. Романс сегодня - неотъемлемая часть нашего внутреннего существования. Когда вам плохо - что вы поете? Опа-опа-опа… Наверное, нет. Вы возьмете какую-нибудь протяжную песню, созвучную вашим переживанием - "Не уходи, побудь со мною", если он ушел. И в этом романсе будет надежда на его возвращение. Романс стоит на втором месте после молитвы. Потому что это - твое откровение, в котором ты изливаешь душу и которым ты делишься с другими. В романсе отразилась самая характерная русская черта - поделиться, поплакаться друг другу, сопереживать вместе. Излил свою душу русский человек - и ему легче. У женщин в романсе - особая потребность. А с возрастом - еще большая. Даже за столом все больше стали петь не застольные песни, а романсы.

- У меня нелиричный вопрос: говорят, вы в депутаты баллотировались?

- Это было давно. Моя гражданская позиция всегда со мной, мне хочется многое изменить в сегодняшнем мире. И то, что четыре года назад я баллотировалась в депутаты - порыв не карьерный, а человеческий. Когда я пошла в политику и многое увидела другими глазами, то поняла, что мне туда не надо. Моя жизнь в творчестве и романсе.

P.S. А для тех, кто мечтает о большой сцене, напоминаем: отборочные туры конкурса "Весна романса" проходят в агентстве "Русская музыка" до конца февраля. Третий тур в номинации "Молодые исполнители" проходит традиционно 10 марта в Театре Эстрады им. А.Райкина - в день рождения выдающегося исполнителя романсов Валерия Агафонова. В номинации "Авторы романсов" отбор ведется по кассетам и нотам. Торжественное награждение победителей и гала-концерт "Весна романса" состоится 19 апреля в БКЗ "Октябрьский". Информацию о конкурсе вы можете получить на сайте www. kovzel.ru

Беседовала Светлана ЩАГИНА