www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2008-2007

АНДРЕЙ ПЕТРОВ И "ВЕСНА РОМАНСА" (22.02.2007)

"Новый Петербург". 22 февраля 2007 г.

С 1998 года Андрей Павлович Петров тесно сотрудничал с агентством "Русская музыка", которое возглавляет уже 10 лет петербургская певица Галина Ковзель.

19 октября 1998 года впервые в городе петербуржцы заговорили о большом "Празднике романса "Петербургская осень", который проходил в БКЗ "Октябрьский" и объединил всех любителей этого жанра. Именно, на этой сцене Андрей Павлович разрезал ленточку и открыл дорогу большому петербургскому фестивалю романса.

В 1999году появился проект "Весна романса" - единственный в России конкурс молодых исполнителей и авторов романса. Для его организации и проведения был создан Фонд "Петербургский романс". Автор проекта - Галина Ковзель. Открытие конкурса состоялось 19 апреля 1999 года в БКЗ "Октябрьский", который и благословил Андрей Павлович Петров, неизменный председатель жюри.

Все эти годы Андрей Павлович был председателем жюри не на словах, а на деле - постоянная работа с молодыми, прослушивания, 2-е и 3-и туры, оценки, дискуссии с коллегами. Он даже сам правил сценарии гала-концертов в БКЗ "Октябрьский" и шутил, что лучше любого режиссера поставит романсовую программу. Он был настоящим большим другом романса. А "Весна романса", как он говорил, - его "поздний, но очень желанный ребенок".

Андрей Павлович дал дорогу романсовому движению в Петербурге и потому романс сегодня получил новое дыхание.

Из интервью с Андреем Петровым (март 2005 год):

- Андрей Павлович, какие у вас впечатления от «Весны романса» этого года?

- В этом году «Весна романса» проводит конкурс на лучшее исполнение моих романсов, в связи с юбилеем. Поскольку специально я их никогда не писал, только для кино, то из разных фильмов были отобраны двадцать романсов по десять для женского и мужского голоса.

Я очень волновался, но, честно говоря, не ожидал, что всё будет на таком хорошем уровне, и музыкальном, и артистическом. Есть несколько исполнителей ярких, артистичных, обаятельных, с полным пониманием жанра.

- Откуда у молодых такое трепетное отношение к жанру?

- В романсе есть то, что мы утратили в современных песнях: сердечность, искренность, даже некоторая сентиментальность – всё то, что свойственно российскому менталитету.

Уже несколько лет отбором занимается «Русская музыка». Я – Председатель жюри конкурса, в составе комиссии – люди, которым я вполне доверяю: замечательные музыканты, артисты, дирижер, композитор, педагоги. Некоторые вещи были в новой трактовке и исполнились, как романсы, но ленинградский дух чувствовался во всем. Очень приятное впечатление остается от подобных конкурсов. Хотелось бы, чтобы всё это продолжалось.

- В Петербурге романсовая жизнь бурлит: проходят фестивали, конкурсы. Появились люди, которые взялись не на словах, а на деле возрождать традицию романса.

- Да, это Галина Ковзель, талантливая певица, энергичный продюсер. Она взяла под свою опеку и опытных, и молодых петербургских исполнителей романса.

- В прежние времена главный герой фильма часто исполнял романс, который затем становился хитом, визитной карточкой. Сегодня это редкость. Можно ли ввести моду на романс?

- Искусственно поменять пристрастие публики никогда не получится, но можно учитывать её настроение, зная, по чему она истосковалась, а от чего устала. В фильмах 60-х, 70-х, 80-х годов было много песен и романсов, задушевных, мелодичных, сейчас таких меньше. Но сегодня есть и другая причина ухода романса – прокат в ином состоянии, нежели раньше, и фильм не может стать популярным, пока он не будет показан по телевидению. И потом, он пробивается среди огромного количества зарубежных картин.

- Большинство ваших романсов в кинофильмах сопровождают грустные любовные истории. Вам приходилось когда-нибудь писать на тему счастливой любви?

- А таких примеров нет! Вообще в искусстве нет произведений, где бы воспевалась счастливая любовь. Так, отдельные сцены, моменты. Не случайно в литературе все знаменитые произведения о любви или кончаются смертью или любовь превращается во что-то другое – уважение, привязанность, семья, дети и т.д. У Бахтина есть рассуждение по поводу грустного в искусстве, о том, что радость – состояние одномерное, а грусть всегда включает память.

По своей природе я – оптимист, и считаю, что к любой и уж тем более к нашей жизни надо относиться, прежде всего, с юмором. Для меня жизнь измеряется не десятилетиями, а творчеством. Внутри каждого временного периода происходят какие-то творческие процессы, и они размывают временные границы.

В марте 2006 года праздник получился со слезами на глазах… «Весна романса-2006» была посвящена памяти Андрея Петрова, неизменного председателя жюри этого конкурса. На сей раз его романсы и песни прозвучали как дань памяти выдающемуся композитору. Решено, что отныне на конкурсах «Весна романса» произведения Петрова станут обязательными для каждого участника, а Наталья Ефимовна и Ольга Петровы, вдова и дочь композитора будут вручать специальный приз имени выдающегося композитора.

 И, снова март, но только 2007года. «Весна романса» еще более подросла и профессионально окрепла. Лауреаты конкурса уже стали зрелыми мастерами. Они выросли на романсах и песнях Андрея Петрова.

2 марта 2007 года в Концертном зале у Финляндского вокзала в память о своем вдохновителе состоится концерт лауреатов конкурса  «Весна романса» и победителей конурса на лучшее исполнение романсов Андрея Петрова. Начало в 19 часов.